1 окт. 2024
Законопроект, направленный на развитие производства в стране аналогов импортных комплектующих для самолетов и другой авиатехники, поддержало Правительство РФ. В отзыве кабинета министров при этом говорится, что авторам предложено учесть несколько замечаний.
Право Росавиации оформлять одобрение на производство и установку неоригинальных авиазапчастей дает законопроект, разработанный главой комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым и его заместителем Муратом Хапсироковым. Федеральными авиационными правилами будут установлены требования к изготовителям таких комплектующих.
"Указанные изменения направлены на развитие отечественного производства альтернативных комплектующих изделий в целях замещения применяемых на иностранной и отечественной авиационной технике оригинальных компонентов иностранного производства", - отмечается в отзыве Правительства РФ.
При этом в кабинете министров указали, что в законопроекте нужно определить правовой режим предлагаемого механизма одобрения альтернативных запчастей и оформления требований к их производителям, а также уточнить несколько других моментов. Помимо этого, не указаны источники финансирования увеличения штата Росавиации.
"Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом изложенных замечаний", - говорится в отзыве.
Рынок неоригинальных деталей к самолетам развит и в США, и в Китае, он позволяет снижать зависимость от оригинальных компонентов, которые не влияют на безопасность, как ранее заявлял Андрей Кутепов. В настоящее время в России разрешены к установке на самолеты неоригинальные компоненты, одобренные по правилам, аналогичным американской процедуре Part Manufacturer Approval (PMA). Таким образом китайские и иранские поставщики PMA-компонентов имеют привилегии по сравнению с предприятиями отечественного авиапрома, как отмечают авторы законопроекта.
Запустить производство неоригинальных компонентов в России позволяют предлагаемые поправки в Воздушный кодекс РФ. Данное обстоятельство, как подчеркивают сенаторы, особо актуально на фоне санкций, когда российские авиакомпании сталкиваются с ограничениями в закупках оригинальных запчастей. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в случае, если нормативное регулирование будет "догонять" фактическую потребность российской авиации в запчастях, "высока вероятность, что вместо цивилизованного рынка РМА-компонентов перевозчики столкнутся с серым рынком неаутентичных" изделий.