На «Транспортной неделе 2023» прошло заседание комиссии Государственного Совета по направлению «Транспорт»
На площадке XVII Международного форума и выставки «Транспорт России» состоялось заседание комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Транспорт». Заседание провел председатель комиссии, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов. Участие в мероприятии приняли помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин, первый заместитель Министра транспорта РФ Андрей Костюк, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Михаил Черников, председатель комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичёв, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, представители Администрации Президента и Правительства РФ, руководители российских регионов, представители организаций транспортного комплекса.
На повестку заседания были вынесены вопросы текущего состояния автомобильных дорог в субъектах РФ, аварийности на автодорогах, а также совершенствования нормативно-правовой базы в части весогабаритного контроля транспортных средств.
В своем выступлении Игорь Левитин поблагодарил Минтранс России и Росавтодор за работу по приведению автомобильных дорог, в том числе в регионах, в нормативное состояние. Помощник Президента также обратил внимание на развитие общественного транспорта в стране, в частности на стоимость транспортных средств.
Говоря о состоянии федеральных и региональных дорог в субъектах РФ, Алексей Цыденов подчеркнул, что в рамках исполнения Указа Президента России о приведении к нормативному состоянию региональных дорог, а также улично-дорожной сети городских агломераций утверждена опорная сеть автодорог, в которую вошли как федеральные, так и региональные трассы. Он обратил особое внимание субъектов РФ на необходимость доведения до нормативного состояния опорной сети в части региональных дорог.
Также глава Бурятии призвал определить приоритеты в части приведения в нормативное состояние сети местных автодорог.
О состоянии федеральных и региональных дорог в субъектах РФ доложил первый заместитель министра транспорта Андрей Костюк. Он напомнил, что уже семь лет продолжается успешная реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги». Начиналось все с приоритетного проекта в 2017 году, в котором участвовали 36 пилотных регионов. В 2019 году проект приобрел форму всероссийского межведомственного проекта с участием МВД и Минобороны, а в 2020 году в него включен проект по обновлению общественного транспорта в агломерациях.
«На сегодняшний день работа ведется по трем показателям. Первый ‒ доля региональных дорог в нормативе. У нас был план ‒ 50 % к 2024 году, фактически эта задача выполнена досрочно: в 2022 году уже достигли 50 %. Второй ‒ доля дорожной сети агломераций в нормативе. Согласно плану, приведем 85 % к концу 2024-го, по итогам этого года уже ожидаем 83 %. Третий (дополнительный) показатель ‒ по опорной сети. По нему нам необходимо достигнуть 85 % дорог в нормативе к концу 2027 года», ‒ отметил Андрей Костюк.
Что касается опорной сети, то ее протяженность на сегодняшний день составляет 136 тыс. км автодорог. Кроме того, понятие опорной сети в этом году было закреплено в законе о дорожной деятельности. Особое внимание сейчас уделяется расширению автомобильных дорог в створе основных транспортных коридоров с двух до четырех полос движения.
Одним из аспектов обеспечения безопасности пользователей автомобильных дорог является развитие дорожного сервиса. Как отметил Андрей Костюк, необходимо участвовать в создании условий для отдыха автомобилистов в пути. Речь идет в том числе о важности создания многофункциональных зон сервиса для водителей. На сегодняшний день подготовлен законопроект, направленный на совершенствование регулирования вопросов размещения дорожного сервиса, в том числе определения самого формата многофункциональной зоны.
Также первый замминистра рассказал о программе ремонта мостов, поддержанной Советом Федерации и Государственной Думой. В 2022 году субъектами приведено в нормативное состояние 437 мостов протяженностью более 30 км. С 2023 года обеспечена возможность направления средств на строительство и реконструкцию мостов в регионах. С учетом текущего года будет построен и реконструирован 121 мост и отремонтировано порядка 667 мостов.
Приоритетом для Минтранса России также является обновление общественного транспорта в регионах. В 2023 году будет осуществлена поставка порядка 5,5 тыс. транспортных средств, что в два раза превышает объем поставок предыдущих лет с момента начала реализации проекта в 2020 году. Это результат совместной работы Минтранса, Минстроя, Минпромторга, а также регионов в части формирования документов транспортного планирования.
Кроме того, Андрей Костюк рассказал об ожидаемых результатах дорожных работ по итогам 2023 года: «В этом году планируется построить и реконструировать не менее тысячи километров региональных дорог и столько же федеральных, что выше показателей прошлого года почти на 500 км. Также планируется отремонтировать не менее 28 тыс. км трасс, из них 20,5 тыс. км – региональные дороги».
О нормативно-правовом обеспечении весогабаритного контроля транспортных средств рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин. Он напомнил, что система весогабаритного контроля включает в себя стационарные, передвижные и автоматизированные пункты. В настоящее время количество стационарных пунктов контроля составляет 74, передвижных – 156. За последние три года значительно обновлен парк передвижных пунктов контроля. Более 50 таких пунктов были получены за счет финансирования со стороны Минтранса России. 40 стационарных пунктов используется в круглосуточном режиме. Для работы передвижных контрольных пунктов Росавтодором ведется строительство площадок, расположенных вблизи крупных грузообразующих объектов.
С 2015 по 2019 год среднее количество транспортных средств, проверенных стационарными и передвижными пунктами контроля, составляло в среднем 110‒115 тыс. С 2020 года это количество снизилось, в том числе в связи с ранее введенным мораторием на весогабаритный контроль. Если в 2020 году выявляли около 20 % транспортных средств с нарушением весогабаритных параметров, то после 2020-го этот показатель снизился до 10‒14 %.
С начала 2023 года на Ространснадзор возложены дополнительные полномочия по рассмотрению дел об администрировании правонарушений, зафиксированных автоматическими пунктами весогабаритного контроля. Общее количество автоматических пунктов весогабаритного контроля составляет 458, из них на федеральных дорогах – 72, на региональных – 386.
Ространснадзором в рамках новых полномочий заключены соглашения с МВД России, Росавтодором и 65 субъектами РФ. Всего в результате осуществления весогабаритного контроля Ространснадзором в 2023 году взыскано порядка 2,5 млрд рублей, из них в автоматическом режиме – чуть более 2 млрд рублей.
В качестве мер по совершенствованию системы весогабаритного контроля Виктор Басаргин предложил рассмотреть вопрос о дополнительном выделении финансирования владельцам автомобильных дорог, в том числе Росавтодору, на содержание сети весогабаритного контроля, прежде всего, автоматических пунктов. Кроме того, предложено установить административную ответственность в виде штрафа за невыполнение законного требования должностного лица Ространснадзора об остановке транспортного средства, а также за отказ и уклонение от прохождения контроля. Данные предложения поддержаны Минтрансом России.