ИТС: курс на социальную эффективность
Эффекты реализации и перспективы развития интеллектуальных транспортных систем в субъектах РФ обсудили участники семинара, состоявшегося в рамках деловой программы XVIII Международного форума и выставки «Транспорт России» в Москве. В мероприятии приняли участие представители региональных дорожных ведомств и научного сообщества. Модератором семинара выступил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко.
Мероприятия по внедрению ИТС в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги» стартовали в 2020 году. На сегодняшний день «умные» системы внедряют в 56 субъектах Российской Федерации на территории 64 городских агломераций в их составе, где, по данным на 2024 год, проживает свыше 44 млн человек.
Начиная с 2020 года в субъектах, в том числе и в тех, где система создавалась с нуля, проведена колоссальная работа по совершенствованию и развитию своей технической базы ИТС. Все это стало возможным благодаря методологической и финансовой федеральной поддержке ― в период с 2020 по 2024 год из бюджета Российской Федерации в бюджеты регионов были направлены межбюджетные трансферты на сумму более 22 млрд рублей.
Игорь Костюченко отметил, что правилами предоставления субсидии на реализацию мероприятий по внедрению «умных» систем предусматривается последовательное достижение уровней зрелости ИТС. Это техническая сторона вопроса, которая заключается в количестве поставленного и установленного оборудования, интеграционные процессы, бесперебойная работа систем и подсистем и т.д. Однако на сегодняшний день ключевым вопросом становится социальная эффективность: какие позитивные перемены ИТС приносит для жителей страны, пользователей автомобильных дорог и общественного транспорта.
«Интеллектуальные транспортные системы внедряются в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», который плавно трансформируется в новый нацпроект ― «Инфраструктура для жизни».
В задачах, которые ставит перед нами Президент Российской Федерации в Указе №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» сформирован вектор на социальную ориентированность. Мы улучшаем дорожную сеть, обеспечивая транспортную доступность, по приведенным в нормативное состояние автомобильным дорогам и улично-дорожной сети городских агломераций движется общественный транспорт. В этом аспекте перед нами стоит вопрос о формировании доступной комфортной среды для жизни применительно к перспективам развития ИТС», ― подчеркнул Игорь Костюченко.
Опытом внедрения «умных» систем поделились представители Белгородской области. В рамках нацпроекта эта работа в субъекте ведется с 2020 года. По словам начальника службы Центра организации дорожного движения администрации Белгорода Дениса Кузьминова, за это время приобретено свыше 850 единиц оборудования: это дорожные контроллеры, детекторы транспорта, комплексы фотовидеофиксации, обзорные камеры, метеостанции и т.д. В 2023 году на базе муниципального учреждения был создан Центр организации дорожного движения, основными задачами которого стал сбор и анализ данных о параметрах транспортных потоков, разработка мероприятий, направленных на повышение безопасности и пропускной способности движения и участков уличной-дорожной сети.
«Сейчас много говорится об эффективности ИТС в контексте повышения пропускной способности, сокращения времени в пути, увеличения скорости прохождения участка. Тем не менее, на первое место мы ставим вопрос безопасности: чтобы на дорогах города меньше людей погибало и получало различные травмы», ― отметил Денис Кузьминов.
Также, по словам спикера, необходимо использовать возможности ИТС применительно к градостроительной политике: жилые микрорайоны неразрывно связаны с транспортом и прежде, чем принимать проектные решения по застройке, необходимо анализировать, как новый объект повлияет на существующую транспортную ситуацию и исходя из этого принимать меры по нивелированию проблем в будущем.
В рамках семинара опытом внедрения ИТС поделились представители Волгоградской области, Республики Татарстан, Ямало-Ненецкого автономного округа. Все выступления будут проанализированы и учтены при подготовке предложений для подходов к дальнейшему развитию интеллектуальных транспортных систем.